Тянь-Шань.
Текст Антона Крупенникова с комментариями Виктора Травкина

24-28 июля 2001 года.

День двадцатый, 24 июля 2001 года. День рождения Анки.

Уже давно известно, что Анкин день рожденья, а уж тем более - в походе - просто не может обойтись без неприятностей. Начались они с самого утра в виде обложного и довольно сильного дождя. Собирались долго, вышли поздно.

При сборах под нашей палаткой обнаружился небольшой скорпион - вначале бегал кругами подняв жало, потом ему это надоело, опустил хвост и дал дёру.

Дорога носит все тот же характер - вверх-вниз, хоть и по гладкому асфальту. Проехали несколько тягунов и пару туннелей, один из них - под километр длиной. Наша цель на сегодня выглядит вполне доступной - проехать за Караколь и встать на речке у начала взлетного серпантина Кокбеля. Предварительно устроив праздничный ужин в одной из чайхан Караколя. Однако нашим планам не суждено было сбыться... Время около 17. Мы шли достаточно плотной группой, и только Слава остановился у обочины, приотстав от нас метров на 30, когда к нему подъехала встречная машина.

Я шел впереди, Соколец метрах в ста сзади, в полукилометре, примерно, за ним тащился Тошка с женщинами. Заехав за очередной поворот метров на сотню я остановился сфотографировать пейзаж. Соколец, выехав из-за поворота и увидев, что я снимаю, сразу тормознул и полез за камерой. В этот момент около меня начала сбавлять ход какая-то легковушка. Взглянув на пялящиеся на меня уголовные рожи в салоне, я рефлекторно спрятал камеру в кофр и посмотрел на рожи более пристально. Рожи раздумали останавливаться около небритого русского мужика в одних шортах, и с недобрым взглядом. Прибавили ход, тормознулись около интеллигентно выглядящего Сокольца и высыпали наружу, что то галдя. В это время мимо проехал Тошка, но несмотря на подозрительную (по его же словам) ситуацию с Сокольцом и не подумал остановиться

Мы немедленно остановились, а когда сзади раздались явно возбужденные голоса, я даже развернулся,

Никуда он не разворачивался, торчал рядом со мной и советовался с Анкой, не поехать ли к Сокольцу.

чтобы на всякий случай подъехать поближе - но в этот момент машина поехала, и Слава тоже сел на велосипед и подъехал к нам. На вопрос, что случилось, ответил "Да стандартно, требовали, чтоб я их сфотографировал... Ну, послал..." - и тут же выяснилась пропажа Славиной цифровой камеры, которую он при них упаковал в карман рюкзака. Первой мыслью Славы было броситься за ними в погоню. Однако я отговорил его от этой идеи за полной безнадежность - гораздо разумнее было поймать попутную машину, что мы и сделали, затратив на это минут 10. Я же, в ожидании Славы, нашел себе две забавные развлеченки - деструктивную и конструктивную. Первая заключалась в кидании камня побольше на 150-метровый обрыв, ведущий к воде, и наблюдение за образующимся камнепадом.

Конструктивная же развлеченка состояла в обустройстве хилого родничка, обнаруженного в склоне неподалеку - при помощи камней и пластиковых бутылок из него был сделан первоклассный водозабор, так что при любом раскладе сухая ночевка нам уже не грозила. Слава же тем временем выручал свою камеру...Я не хочу вдаваться в подробности и с чужих слов пересказывать то, что не видел - но итогом было то, что машина грабителей а следом и они сами были найдены километрах в 30, у чайханы. Камера выкуплена за 100 долларов, после чего местный представитель правопорядка вознамерился эти незаконные доллары отобрать, а Слава, не желая терять времени, на очередной попутке отправился к нам. Приехал уже около восьми вечера. Встать было решительно негде - крутой каньон и до воды метров 150 по вертикали. Правда, уже был обустроен родник, но это все равно означало сухую ночевку. В результате, при последнем свете поехали в Караколь. Как на зло, перед городом оказался еще и перевальчик высотой метров 200. В город въехали в густых сумерках, закупили бутылку шампанского.

В городе, на небольшом подъёмчике, Тошку обгоняют несколько ребятишек, один из них, лет пяти, что то кричит своим сверстникам. Я не придаю этому никакого значения, но на площади Тошка вдруг выпучив глаза, заявляет:

-А знаешь, Вить, нас камнями закидывали русские!!!-

-С чего это ты взял?- интересуюсь, предвкушая особенно интересный бред, - насколько я помню, они кричали "ТуУрЫсты - кАзлы!", не похоже на русских!-

-А ты знаешь, что кричал тот мальчишка, который меня обогнал? -продолжает Тошка, - он кричал "Я сверхскоростной автомобиль, я легко обгоняю велосипед!"-ни один киргиз такое не выговорит!-

-А какая связь, между теми, кто тебя вчера закидал и этим ребёнком?- осведомляюсь с интересом - бред то у Тошки уже совсем конкретный!

Тошка и сам замечает, что его сильно переклинило и занесло , начинает отрабатывать назад:

Дело не в национальности!- продолжает он свою ахинею, - дело в воспитании, киргизы своих детей воспитывают, а русские нет!-

Да-а, в Москве Тошка выглядел внешне воспитанным, внешне интеллигентным, я бы даже сказал, политкорректным, правда в худшем смысле этого слова, человеком. Но стоило ему попасть в тяжелые для него условия высокогорья - и на тебе- вся шелуха слетела, обнажив зоологическую ненависть к русским.

Я - русский. Тошка - еврей.(то, что ему был запрещен въезд в Израиль, сути не меняет). Этот пятилетний русский ребятёнок, в залатанной рубашонке и штанишках,которые он явно донашивает за старшим братиком, у меня вызывает только жалость. У Тошки - ненависть! Как же,этот русский посмел его обогнать! Да ещё кричал при этом, что он сверхскоростной автомобиль!

Возникает вопрос - зачем Тошка говорит это именно мне? Ведь отношения у нас (его заботами) натянуты до предела.Пошел бы к своей жене Анке, поплакался бы ей, уж она бы поняла и пожалела беднягу! Мне то зачем это говорить - неужели сразу не ясна моя реакция?

Зачем Тошке нужно провоцировать конфликт на национальной почве, да ещё в походе, где он формальный руководитель?

Впрочем, я не совсем прав, фобия у Тошки не только к русским - помнится, провзаимодействовав с узбекскими торговцами, Тошка изрекает правило, как отличить киргиза от узбека:

-Если морда глупая - киргиз, если наглая - узбек!-

И, его же -"Таджикистан - задворки империи."

Да,Тошка у нас своеобразный интернационалист! -

Поначалу я было решил отменить чайхану - действительно, нужно было использовать последний сумеречный свет и проехать город, отыскать стоянку. Но так не хотелось срывать праздник... В итоге, уже в десятом часу мы забурились в некое заведение, где погуляли на славу.

Не могу припомнить за всю дорогу худшей тошниловки. Даже манты там оказались совершенно без мяса, но зато с салом! Пришлось скормить их тут же бродячей собаке.

Несмотря на все приключения,

например, душ из бутылки шампанского, открытой Тошкой,

день рожденья был отмечен. Но нам еще предстояло искать место бивака... А выползли мы из чайханы уже в двенадцатом часу и полной темноте. Караколь показался нам просто бесконечным, прямо мегаполис какой-то - все едешь и едешь, а по бокам - заборы и дома. Потом справа начала угадываться река, но опять же - за полосой населенки.

Я так никакой населёнки вокруг не вижу, темень - глаз коли. Ни черта не видно, даже собственных рук. Только впереди сигнальный красный фонарик на анкином байке мигает. Держу курс на него, постоянно попадая в невидимые рытвины на дороге.

А по описаниям, того гляди - нначнется перевальный взлет...Да и асфальт вскоре кончился, пошла присыпанная песком весьма хреновая дорога. Наконец, населенка стала пореже, и...

...нас обогнал Камаз. Водитель тормознул и предложил нас подвезти, благо у него фура пустая. Тошка отказался и спросил водилу скоро ли кончится город? Водила внимательно на него смотрит, принюхивается (от нас слегка попахивает выпитым в чайхане). Похоже, что тошкин вопрос вызвал у него определённые подозрения,благо конопли вокруг полно. Осторожно отвечает, что город давно кончился и дорога уже на перевал пошла. Вот только после этого -

мы начали искать сходы к воде. Это не заняло много времени - уже третья попытка оказалась удачной, и мы нашли вполне достойную поляну. Черт с ни, что прямо у дороги, но с нормальным съездом, речкой рядом и ровным местом под палатки. Ужин готовить не стали - и так объедись в чайхане от души.

День двадцать первый, 25 июля 2001 года. Озеро Токтогуль.

Утром порадовались, что вставали в темноте - места были и раньше, но хуже нашего. В темноте мы их просто проглядели, а так встали чуть ли не на лучшей поляне во всех окрестностях. Впрочем, когда мы поехали вперед - через несколько километров обнаружились совсем восхитительные места, но накануне добраться до них было едва ли реально.

Поначалу дорога - песчано-каменистый грейдер - полого поднимается вдоль реки.

Но километров через пять начинается крутой серпантинистый взлет на Кокбель

На этом серпантине я пробую обогнать Камаз на подъёме.Три витка серпантина мы идём вровень, со скоростью 11-12 км/ч. Затем я въезжаю в полосу песка и застреваю. Камаз вырывается вперед - теперь его не догнать. До перевала еду спокойно, не напрягаясь, а там двадцать минут жду. Внизу появляются два всадника - Соколец на Scott-e и киргиз на осле. На последних метрах Соколец обгоняет соперника! Победа! Вдвоём полчаса ждём Тошку...

- но тут уже преимущественно заасфальтированый. Перевал не показался нам особо тяжелым.

Наверху обнаружился прокол у Крохи. Единственная проблема заключалась в том, что Слава уже уехал вниз, и колесо пришлось качать не слишком хорошим резервным насосом. Впрочем, справились - у Вити сил столькко, что он, кажется, просто ртом камеру надуть может... Спуск к озеру - роскошная автотрасса, идеальный гладкий асфальт. Только благодаря встречному ветру скорость держалась на уровне около 50 в час. Затем поехали вдоль озера, а если точнее - довольно высоко над ним. Пейзажи умопомрачительные,

великолепной чистоты синева воды,

и за ней - седые горы Тянь-Шаня. Но -красота - красотой, а дорога, несмотря на великолепный асфальт - очень тяжела. Непрерывные спуски- подъемы с уклоном 12%

Это на дорожных знаках там написано 12, реально не больше 6%

и перепадом высот по 50-60 метров. Очень выматывает. Затем, у местных узнали, что вскоре дорога и вовсе уйдет далеко от озера. Решаем не дожидаться этого неприятного момента, выждать оптимальное место для съезда - и встать на полудневку. Уж больно тянет искупаться наконец-то в огромном, чистом и при этом теплом водоеме. А пока - едем вперед, преодолевая по пути еще один довольно занудный 200-метровый перевальчик через какой-то боковой отрог. А за ним - сворачиваем на грунтовку, и через пару километров 6%

Все тошкины проценты можно смело делить на два.

спуска по камням мы наконец-то на берегу. Место кажется довольно уединенным, хотя метрах в 300 от нас просматривается чья-то палатка. Встали в небольшой бухточке - и тут же купаться. Вода действительно очень чистая и теплая, градусов 25.Правда, пока мы ехали - было очень солнечно и жарко, а тут небо прикрыла туча и довольно сильно задуловетром. Впрочем, нам это не помешало получить удовольствие. Вскоре ветер разыгрался не на шутку, для готовки пришлось строить ветрозащитную стенку вокруг примусов. А на озере начала подниматься волна, сначала просто легкая рябь, но чем дальше - тем сильнее. В конце концов разогнало где-то до метровых волн

(не забывайте делить на 2),

и плескаться в них было еще большим удовольствием, чем в спокойной воде. Вообще, место просто райское, постоять бы здесь хоть денек... Но мы боялись выбиться из графика, так что на дневку не встали... А жаль... Вечером пришли наши соседи из палатки, стоящей метрах в 300 от нас , угостили дыней. Они местные, но не киргизы - вроде наполовину русские, наполовину армяне.

Какие ещё армяне, все трое русские, один рабочий электролампового завода и двое студентов.

К местному населению отношение у них крайне скептическое, советовали все что можно попрятать по палаткам. Еще пугали заезжими наркоманами - и действительно, метрах в 30 от нашей палатки начинались заросли анаши. Ничего не скажешь, для наркоманов тут просто курорт. Впрочем, самих наркоманов мы не видели... К ужасу Вити,

ужас у меня в этом походе вызывает только прогрессирующий маразм руководства, и ничто более,

я сорвал куст конопли и мы долго его разглядывали - раньше вблизи ее видеть не доводилось. Витя же советовал отмыть руки спиртом - а то дескатьнас потом собаки учуют... Хрен там собаки чего учуют, коноплей в этих местах заросло все, вплоть до постов, на которых и живут эти самые собаки. Собачки же, я так понимаю, натасканы на героин, коноплю там вообще никто всерьез не воспринимает.

День двадцать второй, 26 июля 2001 года. Вокруг Токтогуля.

Сегодня в наших планах достичь ущелья, ведущего к Алабелю, и пройти хотя бы часть подъема. Пока нас от перевала отделяет почти два с половиной километра по высоте, не считая пересеченки, и выглядит это довольно внушительно. На трассу утром выезжаем легче,

чем предполагалось - 120 метров набора по камням преодолеваются на редкость легко. Едем вниз, к мосту через Нарын. По дороге в поселке закупаемся фруктами и Кока-Колой - которая оказалась левой и совершенно непригодной. Устраиваем перекус в тени - и - к очередному ужасу Вити

Что у меня вызывает ужас, см. выше.

- в зарослях конопли. Даже сфотографировали Аленку рядом с кустом выше ее роста... Асфальт заканчивается, начинается щебенка - а вместе с ней пыль. Перезжаем по мосту Нарын, теперь наш путь лежит по северному берегу Токтогуля, на запад. Дорога уходит от озера за невысокую горную гряду, берем очередной перевальчик. Вокруг - поля, справа - Тянь-Шань, слева, довольно далеко от дороги, в редких разрывах горной гряды - просматривается озеро.

Едем по дороге, на которой идет ремонт - на нашей стороне уже уложен новый асфальт а слева только снят старый, работают дорожники. Тошка впереди, я за ним, за мной Соколец, Анка с Крохой сзади. Сигналит Камаз, мы с Сокольцом уходим на обочину, уступаем дорогу. Тошка оглядывается, видит меня, едущего по обочине, и его опять переклинивает - он же герой, он не будет сворачивать как эти трусы- прет дальше не обращая внимания на сигналы, строго по правилам, в метре от обочины. Камаз не может Тошку объехать по левой полосе, там асфальтоукладчик ползёт. Проходит впритирку, между ним и Тошкой. Того воздушной волной чуть не засасывает под колёса.

-Как тебе этот воздушный поцелуй?- кричу я.

-Редкостный мудак! - отвечает Тошка. Последнее справедливее отнести на тошкин счёт, но я помалкиваю - что взять с больного.

В принципе, местами и с этой стороны к нему можно подъехать, но все же на мой взгляд южный берег, где мы стояли - глуше и интереснее. Затем - еще один перевальчик, и мы снова сваливаемся к озеру, в голодок Токтогуль. Перекусываем мороженым, звоним домой - почта работает нормально, есть автоматическая междугородняя связь. Выезжаем из города на несколько километров - пока еще вдоль берега - и устраиваем очередную остановку на пожирание арбуза. Арбуз на этот раз грандиозный, и далеко везти его мне просто не под силу - колбасит жутко.

Из Джалалабада я вёз через перевал пару таких арбузов. И меня не колбасило - арбузы друг друга уравновешивали. Я и в этот раз предлагал взять пару, с условием, что повезу оба, но Тошка упёрся рогом - возьмём один!

- Ну и вези его сам! - ответил я.

Разумеется, арбуз недолго лежал в центре тошкиного рюкзака. Тошка не успел даже с рынка выехать, как коварный арбуз тихонько съехал в одну из штанин и начал колбасить нашего лихого наездника по полной программе. Тошка выдержал только двести метров такой весёлой езды и запросил пощады - предложил остановиться и сожрать арбуз немедленно.

Обсуждаем планы - сейчас дорога пойдет вверх, и хотелось бы проехать еще тридцатник хотя бы, чтобы назавтра поменьше высоты набирать. Хотя уже и за сегодняшний день, благодаря перевальчикам и непрерывной пересеченке, и так уже набрали больше километра, оставшись при этом практически на уровне озера. Выезжаем, дорога сворачивает в ущелье - и тут же становится понятно, сколь фантастичны были наши планы.Набор высоты - ничто, но встречный ветер...

Ветер - очередная тошкина фантазия. Это он так героизма себе пытается добавить.

Ветер опять такой, что не дает ни ехать, ни даже нормально стоять на ногах. Тем не менее, из последних сил лезем вверх. Через десять километров делаем длительную паузу - сил больше нет. Зато еще есть время, и мы все жепродолжаем подъем. Каждый километр дается с диким трудом.

Какой там ещё дикий труд? Вы даже на колесо друг другу не садились, пёрли по дороге не колонной, а шеренгой. Да и ветер то был километра два, пока в горный лес не въехали. А там так и вовсе был полный штиль.

А великолепные поляны вдоль реки смотрятся просто как издевательство - вот где бы встать, отдохнуть... Мало где еще найдешь такие места для стоянки. Но делать нечего - встав сейчас, мы, как кажется, теряем всякие шансы проехать перевал завтра. Мы все еще слишком низко... Еще одна длительная остановка у чайханы - ужинаем. Понятно, что на биваке сил на готовку уже не останется, а сейчас нам просто необходим отдых. Выезжаем уже на закате, в общем, понятно что вот теперь уже пора вставать- но как назло все приличные места кончились, идет отвесный каньон.

В конце концов, через несколько километров долина выполаживается, вдоль берега реки начинается лес. Спускаемся туда и встаем недалеко от воды, скрытые деревьями от населенки и дороги. Вставать и в самом деле было пора - начинается гроза. Лагерь ставится за совершенно рекордное время. А серьезного дождя так и не происходит, так, упало несколько капель. Велосипеды привязываем по полной программе - река рядом шумит так, что расчитывать на чуткость слуха не приходится.

День двадцать третий. 27 июля 2001 года. Алабель.

Погода с утра какая-то неясная - вроде и солнце, но и тучки грозовые ходят. Зато ветер слабый и даже слегка попутный.

Выходя со стоянки, замечаю, что заднее колесо сдулось - первая и единственная моя неисправность за весь поход. Меняю камеру, во избежание повторения, велосипед на дорогу выношу, внимательно глядя под ноги - да тут шиповника полно, вчера в сумерках и не заметил. Тошка, видя меня с груженым байком подмышкой, непонимающе выпучивает глаза, Соколец же, поняв сразу предысторию, шутливо комментирует:

- Нет проколам, при выезде со стоянки!-

Выезжаем вверх, по нашим расчетам, не считая пересеченки, до перевала около 1700 метров набора высоты. Много, но при отсутствии сильного ветра - реально. Впрочем, я не строю особо оптимистичных прогнозов, наученный опытом Акбайтала, и говорю группе, что сегодня - куда доедем, туда доедем, а жилы рвать особо не будем. Тем более, что подъем достаточно сложный - до высоты 2500 преобладает гравий.

Вскоре, позади появляются два киргиза на ослах. Один из них, заметив, что я собираюсь их снимать,пришпоривает своего скакуна и легко обходит группу.Да, на подъёмах осел лучше катит, чем Тошка на Мериде!

Впрочем, уже к осени, очевидно - там будет гладкий асфальт, дорожные работы идут полным ходом.

Люди на грузовиках приветствуют нас

часто предлагают помочь.

Очередной раз остановившись подождать группу, замечаю справа стадо коров и трех всадников-пастухов. Они тоже меня замечают, кричат, чтобы я их сфотографировал.Пока я достаю аппарат, один из них направляется ко мне. Крупным планом всех взять не удаётся, фотографирую двоих оставшихся, точнее, тоже направляющихся ко мне, но более медленно.

Подъехавший первый всадник оказывается подполковником киргизской армии, здесь он гостит у родственников. Интересуется, откуда мы едем, удивляется, как мы проехали какое то село, близ т.н.Узбекского рога - ведь там дорога перекрыта, после стрельбы, устроенной боевиками исламского движения Узбекистана - те считают село своей территорией. Сам подполковник только, что оттуда. Из его слов я заключаю, что пройди мы это село несколькими часами позже - могли и нарваться.

Чем выше - тем хуже погода, начинает накрапывать дождь, довольно резко холодает. Изредка нас обгоняют камазы - прикола ради, пару раз цепляюсь за него сзади но тут же отпускаю - и неспортивно это, да и идут машины на пределе, очень неровно. А вот Славе повезло - где-то в середине перевального взлета ему попалась машина с очень удобной ручкой сзади и крайне культурным водителем. В итоге, последние 3 километра подъема он проехал с комфортом, камаз даже камушки на дороге объезжал за 3 метра...

На этот перевал я взбираюсь не в одиночестве - метров за триста до него меня обгоняет Камаз.

-Ну ты и втопил!- восклицает отцепившийся от него Соколец.

Бросаю взгляд на велосчетчик - на указателе скорости семёрка сменяется шестеркой. Здесь это называется "втопил"...

Дальше едем вместе. На перевале пустующий гараж, под Камазы наверное рассчитанный, около него дом сторожа/смотрителя какого то местного заповедника. Хозяин выходит нам навстречу, здороваемся, я объясняю ему ситуацию и прошу согреть нам чаю, сейчас говорю, остальные подъедут, среди них две девушки совершенно измученные и замерзшие. Мужик соглашается, идет разжигать печку. Через сорок минут отставшая часть группы доползает до перевала.

Наконец, въезжаем на перевал, уставшие и малость замерзшие. Сильный ветер, температура плюс четыре. Витя всех зовет отогреться в чайхане, я же понимаю, что самое холодное - это спуск, и поворачиваю группу вниз, там и отогреемся.

Нет,каково? Понимает, что самое холодное это спуск и гонит туда всех - там,мол,отогреетесь!

Итак,Тошка узнав, что я договорился насчет чая, предпочитает рискнуть здоровьем закоченевших Анки и Крохи, но сделать мне хоть маленькую гадость - отказывается от чая и гонит их вниз немедленно, не дав даже переодеться. Те беспрекословно подчиняются и трогаются вниз не отогревшись и не переодевшись в сухое. Извиняюсь перед сторожем и тоже еду вниз. Быстро догоняю остальных, но когда обгоняю Тошку на скорости 72, моя Вауде, надетая на голое тело и застёгнутая только на липучки, внезапно расстегивается. Ощущение - как в сугроб нырнул. Приходится тормозить, застёгиваться на молнию. Заодно, смотрю какая у меня максималка - 72,4. Стартую снова, минут через пять снова всех обгоняю и иду до ближайшей деревни один. Вдоль дороги несколько чайхан, в большинстве столики под навесом на улице, поэтому выбираю ту, которая в вагончике. Меню - пельмени, шурпа, плов, чай - вполне достаточно. Опять жду. Через сорок минут, заподозрив неладное, выезжаю обратно, проехав километр, замечаю приближающуюся группу. Спрашиваю Сокольца, как самого вменяемого в этом дурдоме на колёсах, что произошло.

- Девчонки сильно замёрзли - отвечает тот - Особенно Анка. Никогда ещё не видел настолько скрюченного человека! Пришлось теплые вещи доставать.-

Так Тошка на перевале время съэкономил.

Лимита времени на посещение двух чайхан у нас просто нет. Спуск действительно совершенно ледяной, особенно мерзнут ноги и руки. Немудрено - при такой температуре и под дождем мы идем со скоростью 60-70 километров в час. Спасает только гортекс, даже штаны из симпатекса пробиваются дождем.

Как и кого спасает, см. выше.

Наконец, достигаем поселочка, состоящего в основном из чайхан,

Тошка опять полчаса совершает броуновское движение по поселку - ищет чайхану получше, на этот идиотизм у него время всегда есть.

находим самую теплую

(в которой сижу я)

- там и ужинаем. Да и на улице тут, в долине, уже несколько потеплее - плюс девять. А в чайхане так и вовсе жара. Продолжаем спуск - дорога идет уже положе, но ветер поддувает в спину и мы держим темп 35-45 километров в час. Столбы так и мелькают... Вместе с нами вдоль дороги движутся грозовые тучи - и можно, управляя скоростью, двигаться в просветах между ними.

Эту возможность обнаруживаю я, снижаю скорость и еду в полосе без дождя, Соколец едет впереди строго в дождевом эпицентре. Меня догоняет Тошка и никак не реагируя на мои слова устремляется вперед присоединяясь к Сокольцу. Так и прутся дальше под дождем.

Впрочем, тормозить нам неохота, и мы предпочитаем нагнать и пробить насквозь очередную тучу, вместо того, чтоб ехать у нее в хвосте.

Тошка может и предпочитает, да только не удаётся ему это. Через некоторое время мне надоедает непривычное положение в хвосте, ускоряюсь, обгоняю группу под проливным дождём и сообщив, что попробую обогнать тучу ухожу вперёд. Задача оказывается нелегкой - и ехать приходится на пределе, и передний фронт тучи очень пологий, в отличие от крутого заднего - но постепенно я и его преодолеваю и опять еду без дождя.

Вскоре вблизи показывается поперечная долина - значит, скоро пойдет подъем на Тюз-Ашу, и нам пора искать место стоянки. Едем вдоль реки, полян полно - но Витя движется метров в пятистах впереди, догонять его откровенно лень.

По моим оценкам в 3 килиметрах, судя по времени ожидания после остановки.Сказал бы уж честно - догнать не в силах. А мне того и надо - с трудом переношу его глупость, лучше поменьше общаться.

В конце концов выезжаем в поперечную долину, где нас таки остановился дождаться Виктор.

Доезжаю до небольшого озера и останавливаюсь. Дорогу впереди пересекает ручей, впадающий в реку справа. На счетчике 112 км, хоть и хочется ехать дальше, но группа явна выдохлась, Анка с Крохой наверно чуть живые. А здесь то уж места под стоянку на любой вкус - можно слева у ручья, можно справа у озера или у реки. Жду. Опять начинается дождь, а с ним появляется группа. Тошка с места в карьер начинает визжать, что в километре позади была хорошая стоянка, но из-за меня её проскочили, и теперь поедем обратно.

Тошка работает программистом в торговой фирме, но в душе его живёт прапорщик. И сейчас в прапорщике Крупенникове взыграл основной инстинкт. Пояснение для не служивших в армии: основной инстинкт прапорщика - взъебать весь личный состав, при нарушении кем либо дисциплины.

Тошка залезает в седло разворачивается и тащится обратно, вверх и против ветра с дождём. Анка с Крохой без звука катят за ним. Соколец тяжко вздыхает, но садится в седло и, согнув сутулую спину, едет за своим командиром. Я еду за этим дурдомом, громко высказывая своё мнение о происходящем. Что маразм в группе крепчает и маразмометр уже зашкалил! Что это мой последний поход в составе этой группы! Что вокруг полно отличных стоянок и тащиться вверх против дождя и ветра - идиотизм 93 пробы! Соколец шевелит ушами прислушиваясь к моим словам и с надеждой в голосе произносит:

-Вить, ну что ты там гундишь?-

-Слав, себя не жалко, так девчонок пожалей!- отвечаю я, - за каким хером нам ехать обратно на целый километр?-

-А там река есть!- отвечает Соколец.

-А здесь её нет ,что ли?-говорю - посмотри налево!-

Соколец поворачивает голову и тут же дает по тормозам. Товарищ прапорщик с женщинами проскакивает вперёд метров на тридцать, но поняв, что весь личный состав взъебать не удалось, вынужден признать своё поражение и остановиться. После глубокомысленного совещания Соколец с Тошкой отправляются в указанном мной направлении, на берег реки.

-Ура, просмотр! - радостно взвизгивает Анка, видать и ей не очень то улыбалась идея бесноватого мужа.

-Маразмометр показывает снижение! - глядя на часы, комментирую я происходящее.

Кроха молчит, ей уже всё равно. Через пятнадцать минут Соколец с Тошкой возвращаются с самоочевидным решением - встаём здесь.

Ехать вперед - бессмысленно, дорога уходит вверх от реки и совершенно непонятно, где будет следующее подходящее место для бивака. Вставать прям тут - тоже неохота, в пятидесяти метрах кишлак. Выслушивая от Вити обвинения в полном маразме (опять в гору против ветра!), тем не менее поворачиваю группу назад, на уже присмотренное место для бивака, где мы и встаем.

Ну-ну Тошка, ври да не завирайся! Встали там где я указал. Единственный случай за весь поход, когда мне удалось преодолеть твой маразм. Потому, что к тому времени ты им уже всех забодал.

Погода все портится - дождь льет уже практически без перерывов.

День двадцать четвертый, 28 июля 2001 года. Тюз-Ашу.

Выехали довольно рано. Моросит дождь, холодно. Действительно, вскоре начался тягун, ведущий на перевал, а за ним - и перевальный серпантин. Перед серпантином - пост, туннель на ремонте и машины пропускают туда долько с 23 до 7 утра. На нас, однако, никто не обратил внимания. От поста до перевального туннеля - около 15 километров жуткой дороги.

У Тошки склероз наверное, или старческий маразм - первые 12 км прекрасная дорога, свежеуложенный асфальт, проблемы только на последних трех, где его ещё не успели уложить. Да и то больше из-за дождя со снегом, а не качества дорожного полотна. После очередного поста, который проходим вместе, Соколец быстро уходит вперёд, метров на сто. Я тоже начинаю плавно разгоняться и через полкилометра обгоняю его - и на этом последнем перевале я собираюсь быть первым. Пару раз я останавливаюсь поболтать с дорожными рабочими, тогда Соколец ненадолго вырывается вперёд, но оба раза его быстро обгоняю. Когда асфальт кончается, он уже примерно в километре позади.Вокруг уже снега. Дождь переходит в снег, пальцев ног я уже не чувствую, чтобы не обморозиться, иду пешком. Соколец сокращает дистанцию примерно вдвое, но сойдя с асфальта тоже спешивается. Тошки и его команды не видно с самого поста. За полкилометра до туннеля снег прекращается, но наползает плотный, как вата, туман. Видимость метров десять, несколько дальше видны только желтые противотуманные фары строительной техники. А вот и входная арка тоннеля. Вход перекрыт шлагбаумом, около него будка. Открываю дверь, меня обдаёт волной теплого воздуха. Внутри сидят два человека в камуфляже с незнакомыми знаками различия. Представляемся друг другу, оказывается это пост МЧС Киргизии, и дежурят здесь в данный момент Вячеслав Шадрин и Максад(фамилию забыл). Объясняю, кто мы такие и откуда, интересуюсь, можно ли пройти через тоннель не дожидаясь ночи, и сколько это будет стоить.

-Бесплатно, но с разрешения начальника строительства, с сопровождающим и только всей группой! - получаю вполне удовлетворяющий меня ответ. Прошу разрешения погреться - оба немедленно вскакивают, спохватившись, усаживают меня на лавку, суют под ноги огромный нагреватель, киловатт на десять - наконец-то сегодня кому то понадобилась их помощь! Снимаю одинаково мокрую и внутри и снаружи Вауду, выворачиваю рукава наизнанку, рубашка от басковского бивачного костюма тоже мокрая насквозь, снимаю и её, начинаю сушить над нагревателем, оставшись в одних штанах. Мужики, увидев мою одёжку, теряют дар речи, в этот момент заходит милиционер, их знакомый и все втроём начинают выражать крайнее удивление, как я сюда вообще дошел, по такой то погоде. Предлагают мне немедленно налить, - я вежливо, но категорически, отказываюсь. После этого ведём долгую беседу на обычные, в таких случаях, темы. Вдруг я спохватываюсь, что Соколец то уж должен был сюда дойти, выглядываю из будки и вижу его прислонившимся к бетонной стенке, через дорогу, напротив. Зову его в будку - не идет. Его тёзка Шадрин выходит его уговорить, но безуспешно, чего человек стесняется, непонятно. Минут через двадцать, когда вся моя одежда уже сухая, снаружи слышатся голоса Анки и Крохи. Ну, этих не надо долго уговаривать погреться! Быстро устраиваются вдвоём на моём месте. Тошка молчит, наверное челюсти не разжимаются, голову видать отморозил. Мимо проезжает на белом джипе начальник строительства - южный кореец, разрешает наш проход через тоннель. Тошка пробуждается от ступора, в котором он до сих пор пребывал, и командует -вперёд! Точно, голову отморозил!

- Да ты посмотри сначала, кого ты вперёд гнать собрался!- обрываю я его. Эмчеэсовцы, милиционер и пара рабочих сочувственно поглядывают на замученных Анку с Крохой и с неодобрительным изумлением смотрят на Тошку. Тот под их взглядами съёживается и говорит уже совсем другим тоном:- Алёна, как согреешся, сразу едем-.

В основном грейдер, камни, местами - глинистые или песчаные участки. Попадаются

впрочем и куски асфальта. Но, как и на Алабеле - дорожные работы идут полным ходом, вскоре там будет нормальная автотрасса. На подъеме нас сопровождали бегом местные ребятишки, и за те три километра, что они бежали рядом с нами, пару раз предпринимали попытки стянуть фотоаппарат из Анкиных подсумков. Но я был на чеку и не дал им

такой возможности. Ехать, хоть и вверх - очень холодно. Иногда останавливаемся походить, отогреть ноги. Слава же выбрал более простой путь борьбы с замерзанием - он просто пошел пешком. И на этот раз он нас даже опередил. Когда мы подъехали к будке, охраняющей въезд в туннель, договоренность со сторожами уже была достигнута - нас пропустят, не дожидаясь одиннадцати вечера. С условием двигаться осторожно и единой группой.

Сам туннель длиной около 3 километров не произвел особого впечатления. Там идут строительные работы, и он неплохо освещен. Единственное - пару раз приходилось обходить по краешку крупногабаритную строительную технику.

На той стороне хребта погода не лучше - снег с дождем, температура ноль. Спуск вниз - крутейший серпантин, правда, на этот раз - по отменному асфальту. Но все равно скорость выше 40-45 держать не удается. Проезжаем какое-то расстояние, обнаруживаем, что отстал Витя. Тут хоть и потеплее - плюс три, но все равно - дождь, ветер, ощущения ужасные. Ждем минут десять - бестолку. Засовываем девочек в стоящий рядом камаз, им даже включают печку, чтоб отогрелись. Мы же продолжаем мерзнуть. Виктор появляется через сорок минут.

Насчёт сорока минут - это уж Тошка ...здит как Троцкий! Специально не замерял, но чтобы ослабить и вновь затянуть пару гаек мне не требуется более 10, даже с поправкой на погоду.

Говорит, останавливался регулировать тормоза - они у него ВНЕЗАПНО стали работать неправильно. Странно, я за время спуска не слезая с велосипеда пару раз подкручивал прямо находу натяжители тросов, мне этого хватало.

Что тормоза не держат, я почувствовал на первом же повороте серпантина. Остановился, выкрутил подстроечные винты до упора, попробовал поехать, притормозил - бесполезно, тормозные ручки всё равно ложатся на рукоять, хотя и с большим усилием чем раньше. Опять остановка, перетягиваю тросики. Ну что за засада, ручки теперь не ложатся, но торможение заметно слабее чем раньше и звук неприятный появился. Но тем не менее еду дальше, через пять минут подезжаю к остановившейся группе. Тошка надменно интересуется причинами моей задержки.

-Тормоза регулировал - отвечаю. Тошка молча бросается к Крохиному велосипеду и лихорадочно крутит подстроечники тормозов. Закончив работу, снова оборачивается ко мне:

-Кроха мне пожаловалась, что у неё тормоза плохо работают- изрекает наш руководящий кочерыжка- но я запретил ей останавливаться до плановой остановки!-

Нет, определённо голову отморозил!!!

-Тормоза регулируют, как только в них возникли сомнения!- рычу я на него - по мокрому асфальту, под восьмипроцентный уклон, без исправных тормозов до плановой остановки можно и не доехать - внеплановая случится!!!-

Тошка от моего рыка несколько отшатывается, но тут же пытается перейти в контрнастпление. Некоторое время я пытаюсь ему объяснить очевидные вещи, но правильно говорят - глупо спорить с дураком! Замолкаю и отворачиваюсь, но цирк ещё не кончился - на арене новый клоун - Соколец. Обращается ко мне с рассказом о своих тормозных ручках. И всё то говорит правильно, только всё это к делу ну никак не относится. Зато своего хозяина поддержал, не дал в обиду! " -И этот очумел!" - делаю я вывод, а вслух преувеличенно вежливо ставлю его в известность, что предпочитаю сам позаботиться о своей безопасности и здоровье, и не собираюсь удовлетворять странным требованиям насчет тормозов.

-Поехали - говорит Тошка - все готовы?-

Я стартую, проезжаю пару витков серпантина, но за мной никто не едет. Останавливаюсь, жду пятнадцать минут - никого. Начинает накрапывать дождь, я двигаю дальше вниз. Через пару витков дождь прекращается, скоро я еду и вовсе по сухой дороге. Виды вокруг красивые, но при подъёме под дождем на Алабель оптика моя промокла и включать электронный Пентакс-MZ-M я не решаюсь, может погореть. Надо было с собой ещё механический Ricoh взять, не было б проблем. Вот и солнышко выглянуло, останавливаюсь на мосту через речку. Вправо уходит отрог ущелья, река течёт оттуда, и в полусотне метров от дороги есть отличная площадка. Если эти петрушки не спешат, то может тут и встать?

Опять сорокаминутное ожидание, опять не будем останавливаться - спешим, оказывается! Чтож, едем дальше. Я, помня о состоянии тормозных колодок велосипеда, стараюсь тормозить поменьше и опять отрываюсь от группы.

Но выслушивать длинную лекцию о том, что неисправные тормоза могут привести к поломке обода, мне откровенно лень,

Мужики, многие из вас опытные велосипедисты, растолкуйте Тошке, что может произойти с ободом, если металлический каркас изношенной тормозной колодки съест тормозную поверхность обода. Мои объяснения, что давление в камере вывернет наружу эту самую поверхность, до Тошки не дошли, попробуйте при случае, кому не лень, вдруг у вас получится.

и мы уезжаем вниз. На этот раз Виктор стартует первым и немедленно скрывается где-то там внизу за поворотами серпантинов.

Мы же идем вниз плотной группой, в невысоком безопасном темпе, и даже периодически останавливаемся передохнуть - спуск тоже дело непростое. Заодно Аленка фотографирует - ущелье очень красиво. А на высоте около 2000 даже выглядывает солнышко, правда, ненадолго. Как всегда после перевала, рвемся вниз, в тепло. Решаем - доедем до плюс двадцати, там и встанем...

Останавливаюсь только въехав в какой-то посёлок, разумеется у столовой - наверняка народ проголодался! На сей раз ожидание не столь долгое - минут пятнадцать всего. Подъехавший народ не останавливаясь заруливает во двор столовой. Анка начинает выяснять ассортимент блюд - выясняется,что ничего готового нет. Мое предложение отехать подальше и сготовить самим не принимается - готовить лень - лучше деньги заплатить. Приготовление чая и яичницы заняло минут сорок.

Но температура растет как-то очень медленно - на 1500 всего плюс одинадцать, хотя впереди уже отчетливо видна долина. Подъезжаем к очередному чайханному поселку, где нас естественно ждет Витя. Перекусываем. До Сосновки, которая уже совсем в долине - километров 20, правда опять по грейдеру.

Дело к вечеру, пора вставать на ночевку. Перед последним подъёмом к Сосновке предлагаю встать справа от дороги около речушки - но так как это предложил я - предложение отклоняется и мы въезжаем в Сосновку.

Планируем встать до поселка - в нем говорят особо злобный КПП, который всех шмонает, и это может вызвать большую задержку времени. А дело уже идет к вечеру. Тем не менее, как-то незаметно подъехали к Сосновке. Чтоб встать перед ней опять надо возвращаться, а это в очередной раз означает выслушать все, что Витя обо мне и моем стиле руководства думает

два моих предложения насчет стоянок, на закрытых площадках у рек и вне населёнки были отвергнуты Тошкой - что я мог сказать о его стиле руководства?

- ужасно неохота, едем вперед. На КПП нас даже не пробовали остановить, проскочили сходу. В Сосновке на автобусной остановке переждали очередной ливень, зато затаоились колой и печеньем. Там же заделали очередной прокол, не помню уже у кого. Выехали из поселка в восьмом часу, по сторонам густая населенка. Но что тут поделать спустились в долину, в глуши нам уже не встать... Нашли неплохую полянку под школьным забором, рядом с арыком,

арык был через дорогу, рядом с посадками, где я и предлагал встать, но Тошку неудержимо тянуло к людям, в населёнку. И люди пришли на ту стоянку, которую он выбрал, дабы содрать с него мзду.

который из соображений пофигизма был признан питьевым. Рядом шумит трасса, но ничего - для последней ночевки сойдет. Появились сторожа, получили 50 сомов и обещали охранять нас всю ночь. Сами же, понятно дело, пошли пьянствовать - чему мы впрочем совсем не огорчились. С вечера сушили палатки, засунув примуса внутрь.

Помогло, и даже кое-какие вещи высушить удалось. Ночь прошла спокойно, и даже дождем нас особо неполивало. Хотя конечно температура в +13 в долине около Бишкека нас несколько разочаровала...

Продолжение повествования



Hosted by uCoz