Часть четвертая

Ферганская долина

20-23 июля 2001 года.

День шестнадцатый, 20 июля 2001 года. Ош.

До Оша - чуть более сорока километров пологого спуска, пролетаем из за пару часов,

потратив еще время на поедание арбузов и дынь. В городе без особого труда находим стадион - а затем долго и нудно ищем турбазу, про которую столько раз слышали еще в Москве. Никакой турбазы не обнаруживается, зато прямо под трибунами имеется нечто вроде гостиницы. Останавливаемся там. Вообще, стоило поискать получше - за стадионом стоят гостиничные коттеджи, и там, похоже, покомфортнее. Эта же гостиница повергла Аленку в полный шок, и пришлось долго ей объяснять, что она тут не на курорте, а в походе, и единственное, что нам требуется -переночевать да помыться.

Шокирована не только Кроха - духота в номерах жуткая, ночью мне снится, что некие злоумышленники уже замуровали окна и принялись за дверь. С диким криком просыпаюсь, пугая Сокольца, бросаюсь к выходу. Ух, слава богу, это только сон!

Помыться правда оказалось тоже не так просто - по причине отсутствия горячей воды.

Точнее, наличия только либо холодной, либо горячей как кипяток.

Гостинирца оказалась крайне дешевой - порядка 20 рублей в сутки,

я согласен заплатить, чтобы только не ночевать в ней больше)

но зато за каждое посещение душа драли еще по десятке. Хорошо, хоть туалет платным не сделали. Первый выход в город закончился посещением кабака "Пивная академия", очень приятно было оттянуться после горного маршрута. И еда вкусная. Рынок решили отложить на завтра, зато посетили телеграф (со связью там все нормально),мне же предстояло в очередной раз заняться оформлением бумаг - регистрации в Киргизии. Не без труда нашел представителя "Гор Азии" Дудашвилли, оформили бумажки. Получил от него консультацию по нашему дальнейшему маршруту на Бишкек, впрочем, не слишком подробную и, к сожалению, как потом выяснилось - не во всем верную. Самым печальным было то, что даже в трекинговом агентстве "Горы Азии" не удалось раздобыть хоть сколь либо приемлимую карту - оставшийся путь нам предстоял "по приборам" да по распросом местного населения, что, как мы уже поняли - не слишком надежно в Азии. Даже водители сплошь и рядом не могли снабдить нас достоверной информацией. Город произвел на меня очень неоднозначное впечатление. С одной стороны, в отличии от Душанбе, он куда ближе к западной цивилизации - нормальные средства связи, два мобильных оператора, несколько Интернет-кафе, большой выбор товаров... Но при этом - грязь, шум, а с наступлением ночи город погружается в полную темноту.

Ну уж и грязь! Нормальный город, есть даже аквапарк

Кроме того узнаём, что местное руководство недавно решило считать, что городу три тысячи лет. Анка удивляется, а где же старинные постройки - я ей указываю на скалу посреди города - уж ей то наверно не три тысячи, а три миллиона лет. И уже тогда там жили неандертальцы! Целый город! Анка не понимает моей шутки, сомнения всё ещё её гложут.

До такой степени, что ночью, возвращаясь с телеграфа, я предпочел взять такси вместо пятнадцатиминутной пешей прогулки - темнота, хоть глаз коли... и чувствуешь себя как-то крайне неуютно. Итогом нашего пребывания в городе было то, что мы единодушно решили - завтра с утра идем на рынок – и выезжаем.

Город на самом деле ничего, но "гостиница" всех доконала. При попытке зарядить аккумуляторы для цифровика, Соколец едва их не лишается – местный сторож, в чьей комнате был воткнут в сеть зарядник, (в номерах розеток нет) пока мы гуляли по городу, вынул пару аккумуляторов и вставил в свой радиоприёмник, воткнув на их место пару обычных АА-батареек. К нашему приходу батарейки уже разложились на составляющие и залили зарядник электролитом.

Делать дневку в городе расхотелось.

День семнадцатый, 21 июля 2001 года. Ошский базар.

Утром отправились на знаменитый Ошский базар. Рынок действительно огромный и обильный, однако я про него так много слышал, что ожидал чего-то большего. Впрочем, все, что нужно мы закупили без труда.

Нарезав зачем-то кругов пять по базару, и купив все на последнем круге.

Слава сделал мне замечание, что я слишком близко держу деньги, и у меня их неминуемо стырят, на что я ответил, что у меня чутье на карманников и еще ни одному не удавалось меня обокрасть. Минут через десять карманник был пойман за руку... и отпущен восвояси, неохота было связываться. Из гостиницы мы выехали в обед. Тут же начались технические неполадки - для начала, у Аленки отвалился контактный механизм у педали. Сложили все детали в мешочек, отложив сборку до вечера. Тут же - прокол у меня. Точнее - отвалилась заплатка. Пришли к выводу, что самоклеющиеся заплатки не подходят для жаркой погоды - начинают течь и отваливаться в самый неподходящий момент. Только выехали из города - прокол у Славы. Причем какой-то странный, камера продрана со стороны обода и киппер поизгрызся. Заменили и камеру, и киппер. Новая дорога на Бишкек идет в обход Узбекистана, по краю Ферганской долины - через Узген и Джалалабад. Местность холмистая, шоссе то и дело пересекает отроги гор.

На арыках вдоль дороги часто наблюдаются образцы средневековой ирригационной техники - водоподъёмные колёса.

Но до Узгена везде неплохой асфальт. Впрочем, до Узгена мы в этот день не доехали, и виной тому в очередной раз послужила техника. Очередной прокол у Славы -и внимательный осмотр привел к крайне неприятному результату - была обнаружена трещина внутренней стороны обода (Мавик 217), продольная, примерно на четверть длины обода.

Результат езды по принципу – больше скорость, меньше ям. С Талдыка надо было ехать осторожнее.

Именно эта щель и грызла кипперы и камеры. В очередной раз заменили камеру и киппер, замотали обод изолентой, пришлось еще и тормоза ослабить - обод малость расперло. Покрышку надели с диким трудом и не вполне ровно - но тем не менее поехали дальше. А так как времени оставалось не так много, начали подыскивать место стоянки. Свернули на дорогу, ведущую к Андижанскому водохранилищу. До самого озера не доехали - глубокий песок, да и берега выглядели не слишком привлекательно, но встали в очень неплохом местечке, в ложбине у ручейка.

Мужики пошли купаться в речку побольше, расположенную неподалеку, мы же ограничились ручьем и совершенно об этом не пожалели - чистая, прозрачная и теплая вода, ну а то, что воды по колено - так в нее спокойно можно лечь и просто поваляться, помокнуть - плавать совершенно не обязательно.

При этом валяться и мокнуть Тошка поперся выше по течению, и Соколец был неприятно удивлён, пойдя за водой для чая и обнаружив вместо прозрачного ручейка грязевой поток. Тошка долго и невнятно доказывает Сокольцу свою правоту.

День восемнадцатый, 22 июля 2001 года. Джалалабад.

Утром на стоянку приперлось стадо коров.

Выехали довольно рано,

в половине одиннадцатого и первый раз в этом походе в нас полетели камни, бросаемые местными мальчишками, с криками - ТуУрЫсты -кАзлы!-

и вскоре достигли Узгена. Город шумный и базарный, как всегда приходилось отгонять кучу наглой ребетни от велосипедов. Арбуз тем не менее съели. Попытка купить в местной веломастерской обод естественно не увенчалась успехом.

Участок дороги Узген - Джалалабад сейчас закрыт на реконструкцию, в основном там все засыпано щебенкой. Ноам показали более короткий путь, по которому мы и направились. И после километров десяти блужданий по поселкам, полям и садам таки выехали на трассу. Сначала - кусок зверского грейдера, зато потом пошел вполне приличный, только что положенный асфальт. Но местные гаишники просветили нас, что до Джалалабада нам предстоит еще 16 километров щебенки - через перевал. И эти километры дались нам очень нелегко. Несмотря на небольшой перепад высот - менее 300 метров - дорога очень тяжела.

Cобственно говоря, этот участок дороги только строится. Раньше дорога шла напрямик, несколько километров по узбекской территории. Но, в связи с ухудшением узбекско-киргизских отношений из-за территориального спора, дорогу повели в объезд.

Щебенка, крупные камни, россыпи песка -и в придачу ненормально количество пыли, поднимаемой проезжающими грузовиками. Подъем занял около часа.

На перевале, как уж повелось, 20 минут жду группу. Жара. Пыль. Первой подкатывает Кроха и отправляется в подсолнухи справа от дороги.

Подъезжает Анка, садится отдыхать на пенки, за ней Тошка, начинает ругать Анку.

Всё как обычно. Скука. Кроха возвращается с головкой подсолнуха, грызя семечки. Спрашиваю её, созрели-ли, в ответ она отламывает кусок и протягивает мне, после чего предлагает Тошке. Тот, увидев,что я уже жую, мстительно каркает:

- Я ворованное не ем!-

Кроха молчит в ответ, но видно, что обиделась. Да думаю, Тошка в очередной раз показал свой высокий интеллект. Бессмысленное оскорбление участников похода - да, это от большого ума!

Какие уж там семечки...

Спуск тоже очень тяжел и крут. Километра за три до окончания спуска и до начала асфальта - очередной пробой у Славы. С его ободом ремонт явно затягивается, а от пыли вокруг у Крохи вовсю разыгрался приступ аллергии. Я остаюсь со Славой, а Анку с Крохой под руководством Вити отправляю вниз, к асфальту, и к более тенистым местам. Витя возражает - на этот раз он почему-то внезапно упирается в необходимость единства группы... Тем не менее отправляю их вниз - силовым решением.

Во! Ростом с кочерыжку, весом с таракана – о силовых решениях толкует! А вот как было на самом деле. Тошка трахается с задним колесом Сокольца, никак не в силах снять покрышку. Тошка злится, от этого у него ничего не получается, более того, он только мешает Сокольцу, тоже подключившемуся к процессу. Я с интересом наблюдаю этот групповой секс.Наконец, несмотря на "помощь" Тошки, Соколец снимает покрышку и изжёванную камеру. Тошка оглядывается на меня и видит, что я прилагаю дикие усилия, чтобы не рассмеяться над его потугами. Молча озверевает и начинает придумывать, как бы меня отсюда удалить. Придумывает – пытается послать меня с Анкой и Крохой в город. Я, разумеется, посылаю его, с моей точки зрения, населённые пункты группа должна проходить в полном составе, а Тошка должен напрячь мозги и придумать чего получше.

- Это приказ!- вопит Тошка. Я молча достаю туалетную бумагу и тщательно высмаркивваюсь - Тошке пора бы понять, что после Акбайтала, все его "приказы" мне по .....

-Ну зачем всем здесь жариться? - в тошкином голосе прорезались просящие нотки.

- Хорошо, - соглашаюсь я, услышав вменяемую речь - я еду до первой хорошей тени и жду вас там.-

Еду с Анкой и Крохой вниз, доезжаем до развилки. Прямо, через холм идёт асфальтовая дорога, налево - накатанная грунтовка. На ней метрах в ста от нас бензозаправка, причем не какая-нибудь развалюха, а только что отстроенная, современная, почти как в Москве. Из общих соображений нам налево, туда и отправляюсь. Сворачиваем с дороги, подъезжаем к заправке, я спрашиваю разрешения у двух работников, остановиться в деревянной беседке, зачем то пристроенной к северной стене здания(наверное потому, что там тень и ветра нет).Разрешают. Интересуюсь, правильно ли я еду в Джалалабад. Правильно. Прекрасно, думаю, здесь и в самом деле приятнее, чем там на солнцепёке. К тому же из беседки хорошо видна развилка - если наш сусанин попрётся не туда, я всегда успею его догнать и остановить. Присаживаюсь на перила, размышляя, сколько ещё ждать, и не достать ли пенку, прилечь. Но лежа я могу пропустить Тошку, если он решит пойти по асфальту, придется следить. Чуть отдохнув, Анка с Крохой заявляют, что хотят ехать в город.

- Хотеть не вредно - отвечаю я - но в город поедем только с Сокольцом и Тошкой.-

- А мы вот сейчас сядем и поедем - не унимаются бабы-

- Это врядли - отвечаю.

- Ты, что же, силой нас не пустишь?-

- Разумеется-

- А Тошка у нас старшего не назначил! - приходит идея в анкину башку.

- Старший - я-

- Почему это?- никак не успокоится Анка.

- По определению - старший тот, кто отвечает за всё!-

- В следующий раз я попрошу Тошку, чтобы он меня старшей назначил! - продолжает Анка колебать атмосферу.

- А ты знаешь - говорю- куда будет послан твой муженёк после отдачи такого распоряжения?-

Анка не знает, но подумав, быстро догадывается и наконец то умолкает. Через полчаса появляются Соколец с Тошкой.

- А почему в город не поехали? - вопрошает наш рулевой, не останавливаясь.

- А мы и не договаривались - отвечаю. Тошка в ответ чтото бурчит, но я его не слушаю, его дурь меня сильно раздражает, обгоняю их и еду под уклон в сторону города.

С Аленкиной аллергией шутки плохи... Наконец починились, спускаемся - и, не доехав до асфальта метров 300, в тени какого-то жалкого кустика, да еще и у бензозаправки, обнаруживаем нашу компанию. Вместе едем дальше. Спрашиваю у Вити - чего ж до асфальта

триста метров не доехали? Говорит, я досконально выполнил твое указание - доехал до первой тени. Аленка - совсем никакая, но при этом молчит, как партизан. В конце концов из отрывочных сведений удается восстановить картину - она пыталась проехать еще с полкилометра, чтоб избавиться от пыли, но Витя воспользовался своими временными полномочиями и остановил их. Причем Витя остановил Аленку, пытавшуюся уехать с пыльной песчаной дороги,

Врёт как сивый мерин.

буквально силой. Делаю выводы - в будущем Виктора нельзя назначать старшим и ответственным за принятие решений. Его мотивация так и осталась мне непонятной, впрочем, это и не так важно - важно то, что он сознательно пошел на ухудшение состояние здоровья члена команды без каких-либо на то серьезных причин.

Чья бы корова мычала - см. эпизод после перевала Куй-Тезак.

Слава богу, все обошлось -

Ну да, обошлось! Тут только и началось самое интересное! Еду я в город, как водится метров на 150-200 впереди всех, и на окраине города переезжаю арык. В арыке - мальчишки. Штук 30. И на берегу столько же. Те, что на берегу, завидев меня, начинают лихорадочно что то искать на земле, те , что в арыке - рванули на берег. Проезжаю сотню метров и слышу сзади многоголосый воинственный клич-

-ТуУрЫсты - кАзлы-ы-ы!!!-

Останавливаюсь и оглядываюсь назад. Группа напоминает строй бомбардировщиков в зоне поражения зенитной батареи - все совершают противозенитный манёвр. Анка героически пытается прикрыть сзади Тошку, но безуспешно - обстрел ведётся справа и слева. При этом увидеть летящие камни и как то среагировать может только Соколец - у него очки нормальные и допускают боковой обзор. Тошка же снарядил себя и Анку с Крохой какими-то альпинистскими очками, с кожаными накладками с боков, напоминающими лошадиные шоры. Якобы для защиты от жесткого ультрафиолета. Тошка прёт направляющим, потому достается ему больше всех. Вот летящий слева кусок сухой глины попадает Тошке по шлему - вспухает облачко пыли, напоминающее разрыв снаряда. Вот для чего нужен шлем в велотуризме! Тошку колбасит вправо. Спустя секунду, оттуда же слева, летит кусок ещё больше и попадает ему в локоть - Тошка рыскает влево и чуть не сносит Анку, всё ещё пытающуюся его прикрывать. Слышны радостные вопли мальчишек. Кроха набирает скорость обгоняет всех, выходя из зоны обстрела, спустя несколько секунд выбираются и остальные. “-ТуУрЫсты-кАзлы-ы-ы!”- постепенно стихает. Представление окончено, проезжаю ещё сотню метров и останавливаюсь у кафешки. У подъехавшего Тошки вид побитого, шелудивого пса. Вопросов, почему я не хотел тащиться с Крохой и Анкой в город у него уже нет. Но есть претензия - почему я их так сильно обогнал, их мальчишки закидали, а я и помощи подать не мог. Ну не дурдом? Это говорит человек, час назад обозвавщий меня вором из-за пары подсолнуховых семечек. Хоть плачь, хоть смейся!

вскоре мы въехали в тенистый и чистый Джалалабад, отпились газировкой и отъелись мороженым.

После чего я требую закупить на вечер пару арбузов, мы с Сокольцом идем на рынок и закупаем пару по шесть, примерно, килограммов каждый. Кладу их себе, Соколец на этот раз не возражает - задний обод у него в таком состоянии, что разумно было бы его ещё разгрузить.

Джалалабад нам очень понравился - больше любого другого из городов Киргизии. Зеленый, тенистый - и, главное, очень спокойный! Наконец-то мы не чувствовали себя в зоопарке, несмотря на то, что остановились прямо около рынка. Выезжаем из города в сторону водохранилища, расположенного километрах в двадцати. Сказывается недостаток карты - по пути приходится преодолеть еще перевальчик высотой метров 200, на который мы не расчитывали.

Увидев впереди перевал, народ почему-то останавливается и лезет купаться в оросительную канаву на рисовом поле. Меня уже ничего не удивляет, дурдом он и есть дурдом, я только снимаю футболку, говорю., что подожду их наверху и стартую. Машин мало, легкий теплый ветерок приятно холодит кожу. На половине подъёма замечаю на обочине группу парней, человек 10, помня как мы въезжали, несколько напрягаюсь. Но всё в порядке, поравнявшись с ними слышу вежливое:

-Салям алейкум!-

-Алейкум ассалям!- так же вежливо отвечаю я, не останавливаясь. Подъём не особо крутой, но лишних 12 кг арбузов дают себя знать. Скорость заметно ниже, чем обычно. Ну ничего, наверху меньше ждать придется, думаю и ошибаюсь. На перевале стоит кафе, ко мне подходят трое поваров, и за беседой с ними, обо всём на свете, проходит 50 минут. Наконец появляется Тошка, но катит мимо не останавливаясь. Прощаюсь с поварами, желающими нам счастливого пути и стартую вниз.

Но - гладкий асфальт, проезжаем без проблем. Вскоре у дороги попадается замечательная чайхана, в которой мы и просидели почти до захода солнца.

Место на берегу

Базаркурганского

водохранилища нашли быстро.

Само озеро довольно живописное, очень теплое - вода градусов 30 - но очень мелкое и с илистым дном. Искупаться и поплескаться можно нормально, а вот помыться - уже вряд ли,

ну, уже ведь помылись, в рисовой канаве то,

пока будешь вылезать, снова весь будешь в иле.

Не весь, а только ноги по щиколотку.

День девятнадцатый, 23 июля 2001 года. Вдоль Ферганской долины.

Продолжаем наш путь вдоль северного края Фергансокй долины. Пейзажи уже немножко изменились - впереди и справа отчетливо прорисовываются отроги Тянь-Шаня. Но дорога в целом равнинная, хотя за день нам и приходится перевалить через несколько небольших отрогов. Все время жарко, температура хорошо шкалит за 30 градусов. Наша цель - добраться до Нарына, вдоль которого затем пойдет подъем на перевал Кокбель. Так как Нарын весь перегорожен плотинами,

дорога там устроена примерно так - тягун с набором 100-150 метров, а затем дорога идет поверху крутыми спусками-подъемами с перепадом метров в 50. Высоту, не считаю плотинного тягуна, вроде как и не набираешь, но выматываешься до предела. Проехались вдоль Нарына километров десять,

нашли съезд к водохранилищу, где и встали на ночевку. Место очень приятное - весь берег изрезан дождевыми каньонами, поляна под палатку защищена и от ветра, и от посторонних взглядов. Водичка, правда, в Нарыне отнюдь не теплая, но окунуться все же удалось. С вечера началась гроза, которая продолжалась практически всю ночь. Сильного дождя впрочем не было.

Продолжение повествования



Hosted by uCoz