Часть третья

Алай

17-19 июля 2001

День тринадцатый, 17 июля 2001 года. Талдык.

Ночью были приличные заморозки. Ничего себе - теплая Алайская долина. Утро и того хуже - температура +9С, и, что самое печальное - густая низкая облачность, того гляди пойдет дождь. Заалайский хребет плотно затянут, никаких видов. Еще одно огорчение - наш вчерашний чистый ручеек за ночь пересох. Слава говорит - “тут воду дают только по вечерам”. Хорошо хоть лужицы от него остались, на умывание и готовку воды хватило. Собираемся медленно и печально, все огорчены сорвавшейся по причине плохой погоды фотосъемкой. Выезжаем на дорогу, тут же со стороны Сарыташа к нам подруливает Роланд - попрощаться, дальше наши пути расходятся - мы направляемся в Ош, он же, вдоль Алайской долины - смотреть пик Ленина. Долго и нудно проезжаем пост - предъявляем паспорта, пропуска, затем идут какие-то телефонные переговоры с начальством - но в конце концов нас пропускают и мы въезжаем в Сарыташ, небольшой городок. На рынке пробуем поменять деньги, нам это в общем удается, хоть и по дурному курсу - но вокруг уже толпа народу, держим круговую оборону. В добавок, не то у меня очень некстати сдулось колесо, нето его успели проколоть местные детишки - с рынка приходится ретироваться даже без дозакупок.

Как это без, а сахар, а печенье? На закупке которого мне приходится долго настаивать - Тошка считает, что печенье “не той системы”. Однако, съедается потом мгновенно!

Следующий пункт программы - почта, но со связью проблемы, разговор с Москвой обещают дать через сутки -правда, тут же находится “помощник”, который подключает телефонный аппарат к непонятному щитку при помощи скрепок и сеанс связи все же удается - однако несколько минут разговора влетает в 21 доллар.

По окончании переговоров хлынул ливень, тем не менее следует команда - Вперед!- Я посылаю Тошку на ... и заявляю, что пока Вауду не надену, с места не сдвинусь, мне в помещении куда приятнее. Впрочем, пока я достал её и одел, ливень кончился.

Сваливаем из Сарыташа, тут же начинается подъем на перевал 40-летия Киргизии - долгий и нудный тягун, идущий траверсом вдоль склона.

Тошке видать до смерти надоело, что на всех перевалах я оказываюсь первым, и он пытается, бросив группу, меня обогнать. На очередном повороте серпантина, я замечаю приближающегося Тошку. Я иду на передаче 1-3, а он на 1-1 и тем не менее приближается!

--Вот это каденс! - восхищаюсь я, - интересно, а если 2-3 поставлю, догонит или нет?- Переключаюсь, нажимаю посильней, чтобы восстановить скорость педалирования. Тошка плавно удаляется назад, скрываясь за поворотом. Дойдя до перевала, 40 минут жду группу. Наконец, влезают.

Набор высоты невелик, около 500 метров, и с одной остановкой для отдыха мы въезжаем на перевал, потратив на подъем не более полутора часов.

Затем - спуск вниз, метров на 300 - посреди спуска встречаемся с бригадой телевизионщиков из Бишкека, даем интервью. И - снова вверх, на этот раз на Талдык. Подъем на этот раз посложнее, серпантин с побитым асфальтом, чередующимся с гравием - да и ветерок поднялся - тем не менее и этот подъем проходим очень легко.

Опять небольшое негласное соревнование с Тошкой, кто быстрее вверх залезет, но у перевального знака опять я первый. Останавливаюсь переодеться, подъезжает Анка, говорит, что Тошка просил остановится у перевального знака и показывает на обелиск впереди и чуть ниже. Обелиск оказывается памятником инженеру Глушкову – проектировщику дороги через Талдык.

Сверху видны захватывающие улетные серпантины, ведущие в долину Гульчи.

На перевале довольно холодно, а спуск вообще обещает быть ледяным - одеваемся по полной программе. И - вниз, надеясь к вечеру наконец-то добраться до теплой долины.

Сначала - проезжаем довольно длинный и крутой серпантинистый спуск по гравийной дороге,

тут я иду позади всех, всё время на тормозах – уклон процентов 8-10 и по мокрому, песчаному, с торчащими камнями, грейдеру, как бы с него не улететь!

а затем, после сброса 600 метров - начинается асфальт, идущий вдоль Гульчи.

Долина очень живописна, вокруг - зеленые горы, с них стекают изумительной чистоты ручьи. Полно прекрасных мест для бивака, но вставать нам рановато, да и прохладно еще - хочется пониже, к теплу. Плюс ко всему, через каждые сто метров попадаются юрты пастухов, а мы собираемся вставать на дневку - и хочется уединения. Дорога полого идет вниз вдоль Гульчи, движемся с неплохой скоростью. Вот только ветер слегка мешает – как всегда, встречный - впрочем, это совсем не те ветра, что валили нас с ног на Памире. По дороге перекусываем в чайхане,

(а какой лагман был в этой забегаловке, долго его потом вспоминали, почему – смотри ниже)

проезжаем еще километров пять - и видим, что дорога уходит от реки. Локальный перевальчик, невысокий, но, похоже - довольно длинный. Судя по карте, дорога вернется к реке только километров через двадцать. Начинаем искать место - и, как обычно, после короткой разведки Слава находит великолепную поляну.

Ни с дороги, ни от расположенного поблизости кишлака это место не просматривается, съезд вниз с дороги тоже довольно удобный. Единственный недостаток - до речки идти метров 100 по галечнику. Располагаемся на дневку. Впервые за поход разводим костер - скорее символический, готовим на примусе - но все равно приятно. У меня

начинаются проблемы с желудком - сказывается лагман из чайханы. В результате, всю ночь бегал из палатки до ближайших кустов, и только под утро заснул нормально. Остальные, как ни странно, перенесли это хрючиво более спокойно.

Ну-да, спокойно, даже у меня запор прошел, а остальные только и спрашивали, где туалетная бумага. А когда в Оше Соколец узрел заведение с интригующим названием “Лагман-хана”, у всех возникли ассоциации именно с тем самым лагманом.

День четырнадцатый, 18 июля 2001 года. Дневка.

С утра великолепная погода - солнышко и довольно тепло, градусов 20.

Хотелось бы и большего, но все же мы еще довольно высоко, на 2300 над морем. Поделили обязанности - Анка взялась съездить назад по дороге в поселок на дозакупки, Витя согласился ее сопровождать.

При этом выяснилось, что выехать по гравию наверх, на пустом байке, невозможно – заднее колесо всё время проскальзывает. Любопытно, что с полной загрузкой на следующий день, выехали без проблем.

Мы же с Аленкой занялись водными процедурами - стиркой, мытьем велосипедов и своим собственным. Водичка в речке прохладная, но все же окунуться можно. В процессе стирки были необратимо потеряны аж две пары трусов - мои и еще одни, их унесла коварная река.

Вскоре вернулись Анка с Витей, купить им удалось не так много - но, честно говоря, в этом и не было особой необходимости. Еще по крайней мере на день у нас запасов хватало. Остаток дня прошел в ремонтных работах - я в основном занимался глобальной прочисткой примусов, а Аленка -настройкой и смазкой велосипедов..

Кроха отчаялась добиться от Тошки нормальной настройки переключения передач и принялась настраивать свой байк самостоятельно. Справилась успешно. Теперь скрипят, щелкают и хрюкают только тошкин и анкин байки. Анка боится сама регулировать матчасть, чтобы не подрывать авторитет мужа.:)

День пятнадцатый, 19 июля 2001 года. Чийирчик.

Выехали пораньше - сегодня у нас довольно серьезные планы, перевалить в Ферганскую долину. Утро началось со штурма локального перевальчика - он, в общем, как и ожидалось, не представлял особой сложности, но метров 200 по крутому тягуну набрать все же пришлось. Затем дорога пошла полого вниз вдоль реки, скорость заметно выросла - идем под тридцатник. Слава все время впереди,

ему кажется, что стоит выложиться на этом простом участке, чтоб отыграть время на вечерний штурм серьезного перевала. Я же наоборот хочу сберечь силы, еду не торопясь и даже малость придерживаю девочек. У каждого своя тактика, мне кажется проще отдыхать на простых участках и вкалывать на тяжелых, Славе - наоборот.

Я же предпочитаю держать их позади, так композиция снимка выигрывает.

Путь в 70 километров до поселка Гульча занимает около трех часов. Поселок довольно крупный, закупаем там сахар, печенье - и пару дынь, которые Витя собирается героически везти на перевал.

Никакого героизма – просто хочу нагрузиться так, чтобы не слишком сильно обгонять остальных и в тоже время идти в комфортном режиме. Но, мне в этом благом начинании мешает Соколец – отбирает одну дыню и кладет себе. Его дыня съедается на середине подъёма, моя доезжает до стоянки.

Со связью тут тоже все нормально, и даже удается поменять деньги по более-менее приличному курсу. Выезжаем в сторону перевала - до него 20 километров пути и 900 метров набора высоты. Дорога идет вдоль речки, сначала полого, а затем - все круче и круче, процентов до двенадцати. Через 15 километров начинается перевальный серпантин, тоже впрочем заасфальтированный - и не слишком сложный.

Дорога новая, с неё видны остатки старой, снесённой селем.

Хотя конечно набрать 900 метров во второй половине дня малость утомительно.

На предпоследнем витке перед перевалом минут 20 жду, когда же появятся внизу остальные. Наконец появляются

На перевале мы около пяти вечера.

И попадаем под дождь, от которого уходим вниз.

Спуск вниз - крутой, прямой и по довольно гладкому асфальту. Скорость под 80,

почему не 180? Я шел впереди, груз придавал скорости, тем не менее у меня максималка 68. Впрочем, если выставить соответствующую окружность колеса, можно и 280 получить. И даже на ровном месте.:)

затем дорога выполаживается, но все равно идем под сорок не крутя педали - наконец-то ветерок поддувает в спину.

А сзади нас пытается догнать свинцового цвета туча, слава богу, безуспешно.

Километры мелькают, но до Ша нам сегодня засветло не добраться, а искать в гостиницу ночью, в незнакомом городе - занятие не из приятных. Начинаем искать место стоянки. Задача непростая, кругом густая населенка.

Эти оригиналы собираются вставать на сельском стадионе! Чудом удаётся их уговорить выехать за деревню, где и обнаруживается отличная стоянка на берегу реки, меньше 100 метров от дороги, но с неё не просматриваемая.

Впрочем, вскоре находится относительно уединенное и скрытое от дороги местечко, там мы и встаем.

Съедаем, наконец дыню, съесть которую на перевале помешал дождь.

Вода в речке к вечеру изрядно прогрелась, так что мы заполучили еще и относительно приличное купание.

Пару раз приезжают на ослах, гружёных бидонами, местные пастухи – мы встали на месте их водозабора, но больше никто не беспокоит.

Продолжение повествования



Hosted by uCoz